Четверг, 28.03.2024, 15:28

Приветствую Вас Странник
РЫЦАРСКИЙ СОЮЗ СЕРЕБРО
Вход в игру
Логин: Пароль:
ГлавнаяРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: tails  
Форум » ПОДВАЛЫ » Библиотека » поговорим о геральдике
поговорим о геральдике
ЭльРикаДата: Среда, 13.02.2008, 22:45 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Девиз - плоть и дух, или вернее идея и мысль герба, запечатленные в словах. Всегда краткий, иногда в виде аллегории. Глава рода включал в свой герб "боевой клич" - девиз всего рода, фразу, с которой они начинали битву.
Порядок расположения эмалей запрещало класть «металл на металл и цвет на цвет». Из металлов и цветов использовались: золото (желтый) и серебро (белый); из цветов — сабль (черный), червлень (красный), лазурь (голубой), синопль (зеленый) и позднее пурпур (фиолетово-коричневый). Считается неправильным располагать золото рядом с серебром, червлень рядом с лазурью, сабль рядом с синоплем и т. д.

Красный (червлень, gules) - символ храбрости, мужества и неустрашимости.
Кроме того, символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

Голубой (лазурь, синий, azure) - символ красоты, мягкости, величия.
Кроме того, символизирует верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту.

Зелёный (зелень, vert) - символ надежды, радости, изобилия.
Кроме того, символизирует плодородие, свободу, покой и мир.

Чёрный (чернь, sable) - символ мудрости, печали, благоразумия, смирения.

Пурпурный, (пурпур, purpure) - символ достоинства, силы и могущества.

Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия.
Кроме того, символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.

Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности.
Кроме того, символ веры, искренности, чистосердечности, благородства и откровенности.
Символика цветов и обозначения
• Красный (червленый) - храбрость (вертикальные черные полосы).
• Пурпурный обозначался косыми линиями, идущими из верхнего левого угла в правый нижний)
• Голубой - верность (горизонтальные черные полосы).
• Лазурь (ярко-голубой) - великодушие.
• Синий - мир.
• Зеленый - надежда, обновление, молодость (косые линии, изущие из правого верзнего угла в левый нижний угол).
• Черный - мудрость и печаль (обозначался перекрестием горизонтальных и косых линий, идущих из верхнего левого и правого углов соответственно в нижний правый и левый углы).
• Белый - вечность.
• К геральдическим металлам относились только золото (обозначение: черные точки на белом фоне) и серебро (обозначение: белое поле без штриховки). Первый символизирует благородство, знатность, богатство, силу; второй - невинность и доброту.
• К геральдическим мехам относились относились только горностаевый (обозн.: черные хвостики на белом фоне) и беличий (обозн.: черезующиеся белые и черные языки, обращенные в разные стороны).
По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.
ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа.
ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.
ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.
ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины
КАБАН – символ неустрашимости и могущества

 
ЭльРикаДата: Среда, 13.02.2008, 22:46 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





ЛЕБЕДЬ - является символом поэта, певца и высоты поэзии, возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, мужества, совершенства, но также и смерти. Так белый лебедь - жизнь, добро, а черный – смерть, зло.
ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия.
ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.
ОРЕЛ - символ власти, господства, великодушия и прозорливости
ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.
ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.
ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.
ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.
РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей.
СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).
СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.
СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.
ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
ГАРПИЯ - фигура с лицом девушки и туловищем орла - символ порока и страстей.
ГИДРА - чудовище с семью головами, одна из которых, обязательно полуотрублена - символ подвига, высокой доблести и преодоления тяжёлых препятствий на пути к ним.
ГРИФ (Грифон) - символ быстроты могущества и власти. Он изображается с передней частью орлиной, а задней - львиной.
ДРАКОН - символ силы и могущества. Дракон изображается с головой и ногами грифа, туловищем крокодила, крыльями летучей мыши, языком змеи и рыбьим хвостом - символ невежества, язычества, нечистой силы.
КРЫЛАТЫЙ ЗМЕЙ - символ смуты и зла. В описании некоторых гербов крылатый змей назван драконом.
СИРЕНА - женщина с рыбьим хвостом - символ стремления к трем наслаждениям - любви, музыке и вину

КЕНТАВР - мифические существа, полулюди – полукони, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Символизируют мудрость и благожелательность. Символизирует превращение человека в животного - знак исцеляющей мощи природы. Считалось, что кентавры рождались из тучи. Кентавр - стреляющий из лука представлен в астрологии знаком стрельца, знаком огненной и очистительной стихии.

ЦЕРБЕР - мифический пес, чудовище с тремя головами, туловищем усеянным головами змей и змеиным хвостом. Символ яростного и лютого стража.

ПЕГАС - крылатый конь. Символ вдохновения у поэтов, в древнегреческой мифологии крылатый конь муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отрубил ей голову. От удара копыта Пегаса забил чудесный источник, дающий вдохновение творческим натурам. Символизирует вдохновение, созерцание прекрасного и красноречие. В европейской геральдике Пегас использовался в гербах мыслителей и творцов.

САЛАМАНДРА- в мифологии и магии – дух огня. Считалось, что она может жить в огне. Саламандра символизирует храбрость, борьбу с желанием плотских утех, и целомудрие, поскольку считалось, что Саламандра беспола. Укус Саламандры смертелен. Она изображается похожей на маленького, бескрылого дракона среди бушующего пламени.
ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.

 
ЭльРикаДата: Среда, 13.02.2008, 22:46 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.
ЛИЛИЯ - символ доброй надежды, непорочности;
ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания.
ПАЛЬМА - символ долговечности;
РОЗА - символ любви
СОСНА - символ жертвенности.
ПОСОХ - символ духовной власти
СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.
СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке.
РУКА С МЕЧОМ – символ верности воинскому долгу.
СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия, мудрости и плодородия. Изображается в виде диска, окружённого 8-ю прямыми и 8-ю извилистыми лучами или сплошным сиянием. Диск обычно изображает человеческое лицо. Если солнце помещено в верхнем углу щита, то оно называется восходящим. Иногда изображается только сияние или только лучи солнца.
ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.
Луна или полумесяц - изображается в виде серпа, рога которого направлены вверх, причём серп луны может иметь человеческий профиль. Если рога луны направлены вниз, то полумесяц считается опрокинутым.
Звезда - помещаясь в гербах, обычно имеет шесть лучей, но иногда в Российской геральдике встречаются пяти- и восьми лучевые звёзды. Звезда - свет, сияющий во тьме, символ духа. Правда, звезда редко имеет единственное значение. Она склонна к многозначности. Но во всяком случае она поддерживает силы духа, выступающие против сил тьмы.
В наших гербах, изображения звёзд и планет, всегда металлические.
Облака - обычно изображаются серебром. Вода - чаще всего изображается лазурью, иногда серебром. Огонь - изображается в виде костра или пламени. Земля - часто изображается поросшей цветами
 
ЭльРикаДата: Среда, 13.02.2008, 22:54 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Как появились рыцарские гербы
О том, что такое рыцарский герб, наверняка каждый имеет представление — хотя бы по книгам и фильмам. Доблестный рыцарь Уильфред Айвенго из романа Вальтера Скотта, например, выехал на арену турнира в Ашби с нарисованным на щите молодым дубом, вырванным с корнем. Была под таким рисунком и короткая надпись на испанском языке — "Desdishado", — что означало "Лишенный наследства".
У каждого из его противников тоже, разумеется, был собственный герб. Рисунки на их щитах были самыми разными: у барона Фрон де Бефа — черная бычья голова, а у Бриана де Буагильбера даже два герба на двух разных щитах: один представлял собой обычный герб рыцарей Ордена Храма, к которому принадлежал де Буагильбер — два рыцаря, едущих на одном коне, что символизировало бедность и смирение, а на втором щите — ворон, держащий в когтях череп.
Напомним, время действия романа относится к концу XII века. К этому времени рыцарские гербы прочно вошли в обиход. Причиной их распространения стали крестовые походы с их битвами невиданными доселе масштаба. Яркие отличительные рисунки на щитах должны были помогать закованным в железо воинам узнавать друг друга на далеком расстоянии, отличать соратников от врагов.
Правда, сам такой обычай родился, разумеется, не на пустом месте. И за века до крестовых походов древние народы выбирали себе какие-либо символы, как отличительные знаки. У готов, скажем, таким символом был полумесяц или крест. У франков — крест над кругом. У англов — мифический дракон или опять-таки крест в сопровождении птиц, шаров. У датчан — ворон, у саксов — лев или роза.
Однако именно рыцарские крестовые походы положили начало созданию особой геральдической символики, все более усложнявшейся и и превратившейся в конце концов в особый своеобразный язык, понятный многим, пожалуй, побольше, чем обыкновенная грамота, если учесть, что далеко не каждый в эпоху средневековья, включая и знатнейших сеньоров, мог бы похвастаться тем, что умеет читать и писать.
В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба.
Так, например, рыцари, только отправляющиеся на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц, показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах за освобождение Гроба Господня тяжелые раны. На участие в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины, которые составляли непременную принадлежность одежды пилигримов, отправляющихся в Святую Землю.
Такими символами на своих гербах знать гордилась и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические деяния предков.
Во времена крестовых походах на рыцарских гербах появились и различные цвета. Например, голубой. Голубые красители до этого в Европе были неизвестны, привезли их с Востока. Да и происхождение самого геральдического термина — эмаль, — которым стали обозначать вообще любой цвет на гербе, тоже связано с Востоком. Дело в том, что цвета в самом деле наносились на щит посредством эмалевых красок, а такой вид росписи применяли в ту пору только в Персии, Византии и Аравии. Да и само слово "эмаль" персидское; правда, поначалу оно обозначало только один синий цвет и лишь потом стало относиться и к любому другому.
С течением времени герб обретал все большее значение и для самого его владельца, и для всех окружающих. Гербовые знаки появились не только на щитах, но и на рыцарских шлемах. Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков. Гербы уже нельзя было избирать произвольно: они специально составлялись с учетом всех заслуг и даровались своим подданным королями и владетельными сеньорами. Они стали наследственными, переходили от отца к сыну. В конце концов гербами стали украшать не только щит и шлем, но и гобелены, одежды, стены домов, причем, раз поначалу они были только на настоящих щитах и шлемах, то и в рисунок любого герба обязательно входил рыцарский щит, а позже и шлем, и наконец появились дополнительные геральдические украшения — щитодержатели, гербовые мантии, девизы.
 
ЭльРикаДата: Среда, 13.02.2008, 22:54 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Геральдика и герольды
Повсеместное распространение гербов требовало, конечно, какого-то упорядочения, специального свода правил для составления гербов, их применения и толкования. Так появилась геральдика или, как иначе называли ее в средневековье — блазон, особая научная дисциплина, описывающая и изучающая гербы.
Нужны были и люди, специалисты, владеющие геральдическими знаниями и применяющие их на практике. Такими стали в средние века герольды. По-сути, они были церемониймейстерами, стоящими, правда, на разных ступенях иерархической лестницы, при дворах королей и крупных феодалов, распорядителями на всевозможных торжествах и рыцарских турнирах.
Очень непростой, даже головоломной наукой все больше и больше становилась геральдика.
Усложнялись фигуры на щитах, самым разнообразным способом делилось поле щита, знаки сочетались между собой в бесконечном числе вариантов, так что со временем, в XV веке, появились и специальные трактаты по геральдике, порой весьма запутанные и туманные. Но до сих пор наука о гербах служит немалым подспорьем историкам, помогая датировать какие-либо предметы или рукописи, снабженные гербами, удостоверять их подлинность, географическую принадлежность.
И особенно тесно развитие геральдики оказалось связанным с рыцарскими турнирами, их торжественным, строго соблюдавшимся регламентом и этикетом. Даже само слово "блазон" — помните? — второе название геральдики, ведет происхождение от немецкого глагола, обозначающего "трубить в рог", потому что каждый рыцарь именно так возвещал о своем прибытии на турнир.
Сами же турниры стали одной из самых главных составных частей рыцарских времен, наряду с поклонением Прекрасной Даме, строительством укрепленных замков, крестовыми походами и рыцарскими Орденами. Они были и развлечением для их участников и зрителей, и звеном, соединяющим мирную и военную жизнь рыцаря. Турниры становились важнейшими событиями, которые запечатлевались в хрониках, и о которых слагались стихи, воспевающие рыцарскую доблесть и мастерство владения оружием.

Правила составления гербов
Основа герба – щит:
. треугольный – варяжский, норманнский;
. овальный – итальянский;
. квадратный с округлостью внизу – испанский;
. четырёхугольный с заострением внизу – французский;
. фигурный – немецкий.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и
серебро), меха (горностаевый и беличий).
Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб,
перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный,
четвероскошенный и т. д.
В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять
основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная),
зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или
иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при
нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их
обозначение в виде штриховки.)
Символика цветов на гербах:
. красный – «мужество», «страсть»;
. голубой – «величие, красота, ясность»;
. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
. пурпурный – «власть»;
. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».

Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его
род. Символика изображений на щитах:
. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
. журавль – бдительность и осторожность;
. лилия – расцвет и успех;
. единорог – непобедимость;
. гриф – неустрашимость и свирепость;
. кошка – независимость;
. волк – злость, жадность;
. кабан – бесстрашие;
. петух – воинственность;
. павлин – хвастовство;
. розы – чистота, святость;
. ключи – открытость.
Семейные гербы дополнялись новыми символами для различия членов семьи.
Например, символ второго сына – полумесяц, третьего – пятиконечная звезда,
четвёртого – птица.

 
ЭльРикаДата: Четверг, 14.02.2008, 00:06 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





Геральдика, разнообразная и сложная, стала образным и всеобщим языком эпохи. Она наложила свой отпечаток на средневековый быт буквально во всех его проявлениях.
Отразилась она, например, на костюме.
В одежде знатных господ стали преобладать цвета, присутствующие на их гербе. В жизнеописании короля Людовика IX Святого рассказывается, что на торжественном празднестве в его честь множество оруженосцев носили одежды с изображением хозяина празднества графа Пуатье. В описании другого праздника, устроенного графом де Немюром в 1187 году, упоминается, что представители Фландрии и Брабанта были в красных одеждах, усеянных золотыми леопардами, а прибывшие из Вермандуа — в зеленых, с золотыми орлами.
К концу царствования Людовика IX уже и женщины благородного происхождения стали носить платья с изображениями гербов: справа герб мужа, а слева свой собственный. Обычай тут же был подхвачен и в других европейских странах.
Позднее у знати вошло в обычай украшать своими гербами дверцы карет, конскую упряжь, ошейники собак...
Гербы стали использоваться на печатях знатных лиц. При этом сама их форма нередко принимала очертания современного им боевого щита. Древние печати имели форму так называемого нормандского щита. Когда в конце XIII века вошел в моду треугольный щит, то и печати стали такими же.
Появились гербы на монетах. Во Франции это впервые случилось в XII веке, при Людовике VII. Эмблемой французского королевского дома издавна была лилия — она и перешла на монеты. Число лилий менялось с течением времени: на золотой монете времен Людовика IX их шесть, на монетах времен Филиппа VI лилиями усеяно все поле гербового щита, при Карле V число лилий сокращается до трех.
Поскольку многие из крупных феодалов получали от королей право чеканить собственную монету, неудивительно, что на "местных" деньгах тоже появились родовые гербы. Монеты ходили на обширных территориях, и гербы сеньоров постепенно становились и гербами их владельцев — герцогств или графств и находившихся на их землях городов.
В архитектуру тоже быстро вошла геральдика: изображения гербов стали обычным делом для средневекового зодчества, появляясь в виде скульптур со щитами или барельефов на зданиях дворцов, в замках. Гербами, правда, не родовыми, а доморощенными, стали украшать свои дома и богатые горожане, купцы, ремесленники. В Германии такие украшения стали называться домовыми щитами и были распространены настолько, что часто по ним получали названия целые улицы средневековых городов.
Дома знатных людей украшались гербами особенно щедро. Геральдические знаки можно было найти на расписных стеклах окон, ставнях, дверях, карнизах, на мебели, коврах, кубках, обеденной посуде, переплетах книг.
Нередко в замках сеньоров на стенах главного зала помещались гербы всех родственников, а также вассалов и друзей.
Среди всего этого множества изображений гербов немало подлинных художественных шедевров. Собственно, для воспроизведения герба в любом виде всегда приходилось использовать средства какого-то из видов прикладного искусства — живописи, скульптуры, зодчества. А ведь трудились, бывало, над рисунками гербов и такие мастера, как сам Альбрехт Дюрер, великий художник Германии...
Геральдика — средневековая наука
Современные исследователи делят историю поразительного по масштабам проникновения гербовых знаков буквально во все сферы средневековой жизни на три периода.
В первом, с XI по XIII век, один только боевой рыцарский щит нес на себе самом герб.
Во втором периоде, с XIII по XV век, к щиту, как носителю герба, добавился рыцарский шлем со своими гербовыми знаками.
И наконец в третьем периоде щит и шлем применительно к геральдике рассматриваются уже не как предметы вооружения, на которых носят геральдические знаки, а сами становятся отвлеченными понятиями-символами и обязательными составными частями изображения любого герба. Однако к ним добавляются и другие детали — щитодержатели, мантия, девиз...
Впрочем, более обстоятельный разговор о составных частях герба пойдет впереди, а пока — вновь вспомним герольдов. Дело в том, что кроме огромной роли в повсеместном распространении гербовых знаков и утверждения их значимости, к заслугам герольдов относится и разработка теории герба. Основополагающие ее постулаты можно найти во множестве средневековых трактатов.
Теория эта достаточна сложна, запутана, замысловата, порой противоречива, но без нее никак не была бы возможной практическая работа по толкованию, описанию существующего герба или созданию нового. А вдобавок она поразительно любопытна, и для современного человека полна неожиданными открытиями.
 
ЭльРикаДата: Четверг, 14.02.2008, 00:06 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Прежде всего, конечно, надо найти в ней точную формулировку: что же это такое, собственно говоря, — герб?
Согласно строгому определению, гербами называются особые фигуры или символические изображения, представленные на основании известных, строго регламентированных правил, и служащие постоянными отличительными знаками.
Гербом, пожалованным определенному лицу или роду, никто другой не мог пользоваться, если не получал на это дозволения владельца герба, или же лишь с позволения высшей власти и только в тех случаях, когда на этом основывалось законное притязание.
Если случалось, что гербы, принятые двумя разными фамилиями, оказывались совершенно сходными, то применялись специальные различительные методы — менялись гербовые цвета или добавлялись какие-нибудь дополнительные знаки.
Трактаты по теории геральдики начали появляться в ту пору, когда гербовые знаки распространились уже повсеместно; поэтому и содержащиеся в них формулировки выходят далеко за рамки одних лишь рыцарских гербов.
Как классифицировались гербы
Все гербы подразделялись на отдельные роды, причем первостепенное значение имели государственные гербы, представляющие собой геральдические эмблемы земель, вошедших в состав государства. Гербы эти нередко служили вместе с тем и личными эмблемами коронованных особ, стоящих во главе государства.
Местные гербы — это те, что присвоены городам, областям, епископствам. Гербы сообществ принадлежали различным корпорациям, духовным или светским, цехам, научным учреждениям. И наконец — гербы фамильные или родовые, переходящие по наследству лицам одного рода. Кроме того, в Западной Европе были известны и так называемые личные гербы, принадлежащие епископам и другим высшим духовным сановникам.
Но разделение различных видов гербов было и еще гораздо более сложным.
Особняком стояли союзные или брачные гербы, состоящие из соединенных гербов лиц, заключивших брачный союз. Известны наследственно-владельческие гербы, которые принимались вместе с полученным по наследству владением, и присоединялись к основному гербу.
Распространены были и гербы притязания, демонстрирующие претензии на какое-либо спорное владение. Столетняя война Англии и Франции началась с того, что английский король Эдуард III, претендующий на французский престол, изменил английский герб: рассек и пересек поле щита, оставив во второй и третьей его четвертях традиционных английских леопардов, а в первой и четвертой поместил по три французские золотые лилии на лазоревом поле.
А когда король датский Христиан II в 1520 году стал одновременно и королем шведским, то присоединил к своему гербу и герб Швеции: три золотые короны в голубом поле. Эта эмблема оставалась в гербе Дании и тогда, когда Швеция вновь отделилась от нее.
Кстати говоря, несмотря на поражение в Столетней войне, Англия до 1800 года включала в свой герб французские лилии. Точно так же испанские короли включали в свой герб символические знаки Португалии и Иерусалимского королевства, короли Сардинии — герб Кипра...
Есть у гербов притязания и еще одно, более галантное название: когда страна в действительности уже не претендует на чужие земли, но сохраняет их геральдические знаки, то ее герб может называться... гербом воспоминаний.
Существовало очень большое количество гербов покровительства или пожалования.
Они даровались каким-либо государем, как знак покровительства или особого отличия, и по большей части представляли собой дозволение помещать в гербе рода герб самого государя. Так, например, в гербе древнего французского рода д`Эстенов были пожалованные королевские лилии, как память того, что один из рыцарей этого рода спас жизнь королю Филиппу II Августу в битве при Бувине в 1214 году.
Любопытна история герба Арагона. Когда-то он представлял собой золотой щит без всяких фигур на нем, но в одной из битв, как гласит предание, король, став свидетелем геройских подвигов Готфрида Арагонского, омочил четыре пальца в крови из его раны и провел сверху вниз по его щиту. С тех пор в гербе Арагона по золотому полю проходили четыре червленых столба...
Интересен и герб Христофора Колумба, который пожаловали ему испанский король Фердинанд и королева Изабелла вместе с титулом вице-короля открытых из за океаном земель. Герб делился на четыре части; в верхних помещались королевские эмблемы Кастилии и Леона, в правой нижней части зеленое поле изображало море с пятью серебряными островами, а в левой на голубом поле были пять золотых якорей. Герб увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с католическим крестом, а девиз был лаконичен и точен: "Для королевств Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет".
 
ЭльРикаДата: Четверг, 14.02.2008, 00:06 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Гербы исконные, гласные, загадочные, видоизмененные...
Разделялись гербы и по своему происхождению. Они могли быть исконными, — относящимися к самым древним временам, к началу обычая употреблять гербы, и впоследствии узаконенными безо всяких специальных актов, по одному только общему молчаливому признанию их действительности. А более поздние гербы, начиная с XIV века, назывались пожалованными по грамоте. Их даровали короли или самые могущественные из сеньоров, а в Германии — специально уполномоченные на это лица, относящиеся к высшей знати.
Были гербы, называемые гласными или именными. Это означало, что их эмблемы прямо указывали на фамилию владельца. Так, скажем, испанская фамилия "Торрес" переводится, как "башня" — на ее родовом гербе и была изображена башня. А немецкая фамилия Дахенгаузен дословно значит "крыша дома" — здесь герб "зашифровывает" ее изображением шахматной доски с красной верхней частью, которая символизирует крышу, а сами шахматные клетки — дом.
Однако и самые простые, обыденные предметы из природы или домашнего быта смело вводились в гербы, если они по своему значению или звучанию соответствовали какой-нибудь фамилии. Например, фамилия Буессо обозначает почти буквально "три хлебные кадки", фамилия Шабо — "речные бычки", Оша — "испуганная кошка", Эрисе — "три ежика". Такие эмблемы и присутствуют на гербах людей с этими фамилиями.
Вводились в геральдику гласных гербов и предметы из морского, военного быта. "Три золотых палицы" звучит по-французски почти точно так же, как фамилия Мае, "золотая мачта" созвучна произношением с фамилией Дюма.
Существовали и так называемые полугласные гербы. В этом случае эмблемы на них указывали на фамилию владельца не прямо, а лишь косвенно, и немало надо было приложить смекалки, чтобы ее отгадать. Примером может служить немецкая фамилия Спиллер — она созвучна со словом "игрок", и гербовым знаком ее стала опять-таки шахматная доска.
Особый род в геральдике составляли гербы, называвшиеся загадочными: такие, в которых намеренно были допущены нарушения какого-либо геральдического правила, бросающиеся в глаза — например, помещать эмаль на эмаль или металл на металл. Подобное нарушение непременно вызывало вопрос — по какой причине оно было сделано?
Таким способом увековечивалось какое-либо достопамятное событие или чей-нибудь подвиг в истории рода. Пример такого герба — герб предводителя крестоносцев во время первого крестового похода Готфрида Бульонского. После взятия Иерусалима его сподвижники настояли на том, чтобы он включил в свой герб крест. Золотой крест с четырьмя маленькими крестиками был помещен в серебряном поле. Но и золото, и серебро называются в геральдике "металлами" — в том-то и состояло нарушение, приковывающее к себе внимание, что металл был помещен на металл...
В гербе знатнейшего французского рода Монморанси — прямо противоположное нарушение: в золотом поле помещен серебряный крест. Такой герб напоминает о том, что родоначальник герцогов Монморанси был первым знатным лицом в языческой Галлии, принявшей христианство.
Но к какому роду или виду не относился бы герб, он мог быть вдобавок или полным, или видоизмененным. Полностью, без дополнений или "сокращений", герб переходил к старшему в роде и сохранялся таким во всех старших поколениях. На гербах младших членов рода видоизменялись фигуры или цвета. Герб мог, наконец, меняться и в том случае, если его владелец был уличен в каких-либо неблаговидных поступках.
Еще в те времена, когда герб был только на боевом щите, рыцари хранили обычай срезать правый угол щита у того, кто проявлял трусость. Нижнюю часть щита укорачивали тому, кто убивал сдавшегося ему на милость пленника. Такой обычай перешел потом и на сами гербы — однажды, например, французский король Людовик IX Святой распорядился, чтобы его приближенный Жан д`Авен, жестоко оскорбивший свою мать, изменил герб. Изображение льва на нем сохранялось, но лев утратил когти и длинный высунутый язык...
Такова вкратце общая классификация гербов. Каждый из них составлялся из отдельных деталей. Главной, основной частью любого герба был щит. Однако, согласно строгим правилам, не всякий щит, пусть и с изображением какой-либо эмблемы, может быть назван геральдическим. Таковым считается лишь тот, что имеет очертания, более или менее соответствующие настоящему боевому щиту, и при этом удобен для помещения на нем гербового изображения.
 
ОлеганасДата: Пятница, 15.02.2008, 19:00 | Сообщение # 9
Глава
Группа: Администраторы
Сообщений: 1127
Награды: 9
Репутация: 19
Статус: Offline
очень много букаф....))

отправить мне смс (9779926)
 
ЭльРикаДата: Суббота, 16.02.2008, 02:21 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные





А то!))) Серьезная и ... древняя наука!)))
 
Alex_FirstДата: Суббота, 16.02.2008, 19:40 | Сообщение # 11
Глава БО
Группа: Хранитель
Сообщений: 388
Награды: 0
Репутация: 16
Статус: Offline
из всего прочитанного интересный вывод - герольдика занималась присвоением определенного изображения определенному Рыцарю....переиначивая - выяснением того, ху из кто.
Можно ли с определенной натяжкой сказать, что герольды - коллеги отдела кадров?


мг1.6

Semper Fidelis
Pueblo unido jamas sera vencido!

 
Жак_СоньерДата: Воскресенье, 17.02.2008, 02:40 | Сообщение # 12
Сэр Рыцарь
Группа: Лорд
Сообщений: 731
Награды: 0
Репутация: 21
Статус: Offline
Alex_First, с натяжкой... НО в связи с тем, что в ОК у нас и ОВБ, и ПАО, и Академию туда же скорее всего))) тогда коллеги!!!
я вот думаю как БО присоединить в ОК (шутка)


Рыцарь не прилагает
стараний к тому,
чтобы казаться. Он — есть!
П. Коэльо
 
Форум » ПОДВАЛЫ » Библиотека » поговорим о геральдике
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Рыцарский Союз Серебро © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz